Back to top

Содействие в трудоустройстве выпускников с ОВЗ и инвалидностью

Выпускникам, относящимся к группе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, оказывается содействие в трудоустройстве согласно плану работы Центра содействия трудоустройству выпускников ГБПОУ «ЮУГК»: Анкетирование студентов (по желанию) 1 и 2 курсы «Мотивация выбора профессии», 3 и 4 курсы «Удовлетворенность результатами образования», экскурсии на предприятия, заключение договоров с организациями и учреждениями на прохождение учебной и производственной практики, работа с центром занятости населения, тематические уроки русского языка «Составляем резюме» в выпускных группах, проведение конкурсов профессионального мастерства, обновление информации ЦЗН на сайте колледжа, организация круглых столов по вопросам профессиональной ориентации и трудоустройства студентов с инвалидностью, проведение конкурсов профессионального мастерства среди студентов с инвалидностью.

Комплекс мероприятий по постдипломному сопровождению выпускников-инвалидов, содействию их дальнейшему трудоустройству

Наименование мероприятий

Исполнитель

Сроки исполнения

Формирование банка данных (реестра) обучающихся и выпускников из числа инвалидов и лиц с ОВЗ

Центр содействия трудоустройству выпускников

ежегодно

Заключение договоров, соглашений о проведении практики студентов и возможности трудоустройства молодых инвалидов и лиц ОВЗ

Центр содействия трудоустройству выпускников

ежегодно

Организация и проведение психологического и профессионального тестирования (анкетирования)

Психологическая служба

ежегодно

Организация помощи выпускникам соискателям с инвалидностью и ОВЗ в успешном поиске работы: составление резюме, подготовка их к собеседованию, социально-психологическое, кураторское, волонтерское и транспортное сопровождение в поисках работы

Психологическая служба

ежегодно

Организация и проведение мониторинга прогнозного и фактического, трудоустройства выпускников из числа инвалидов и лиц с ОВЗ

Центр содействия трудоустройству выпускников

ежегодно

Перечень профессий и специальностей, по которым ведется подготовка студентов с инвалидностью

Информатика и вычислительная техника

Компьютерные системы и комплексы

Информационные системы и программирование

Машиностроение

Оснащение средствами автоматизации технологических процессов и производств (по отраслям)

Технология машиностроения

Управление в технических системах

Автоматические системы управления

Экономика и управление

Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Коммерция (по отраслям)

Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров

Сервис и туризм

Туризм

Гостиничное дело

Изобразительное и прикладные виды искусств

Дизайн (по отраслям)

Экранные искусства

Анимация (по видам)

Средства массовой информации и информационно-библиотечное дело

Реклама

В соответствии с п. 21 Правила приема в ГБПОУ «Южно-Уральский государственный колледж», при поступлении на обучение по специальностям, входящим в перечень специальностей, при приеме на обучение по которым поступающие проходят обязательные предварительные медицинские осмотры (обследования) в порядке, установленном при заключении трудового договора или служебного контракта по соответствующей должности или специальности, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 2013 г. N 697 <7>, поступающие проходят обязательные предварительные медицинские осмотры (обследования) в порядке, установленном при заключении трудового договора или служебного контракта по соответствующим должности, профессии или специальности.

Рекомендации по составлению резюме для инвалидов с различными видами нарушений здоровья

Резюме – это визитная карточка каждого, кто хочет найти работу. Это первое знакомство работодателя с кандидатом. Оттого, насколько хорошо написано резюме, во многом зависит, получит ли соискатель заветное приглашение на собеседование.

«Резюме (от фр. résumé или лат. curriculum vitae — «течение жизни», жизнеописание, произносится кури́кулюм ви́тэ, часто сокращают до CV, в советской традиции автобиография) — документ, содержащий информацию о навыках, опыте работы, образовании и другую относящуюся к делу информацию, обычно требуемую при рассмотрении кандидатуры человека для найма на работу».

Многие работодатели просто не рассматривают кандидатур соискателей, у которых нет резюме. Кроме того, подготовка резюме представляется важной для соискателя в плане самообразования, структуризации информации о своих возможностях, навыках и достижениях, с целью последующей самопрезентации при собеседовании с будущим работодателем.

Написание качественного резюме – задача непростая. Нужно выделить главное, уместить всю информацию, которую вы бы хотели донести до работодателя, в небольшой объем (рекомендуется, чтобы резюме занимало не более двух страниц формата А4 при распечатке). В отдел персонала любого работодателя могут поступать сотни резюме, и у сотрудников просто нет времени прочитывать длинные CV с витиеватыми записями.

Резюме могут отличаться как по структуре, так и по содержанию. Как правило, резюме состоит из следующих основных компонентов:

1. Общие сведения

- Фамилия, имя, отчество.  (можно добавить фотографию).
Ведется много споров о том, нужно ли добавлять фото. По мнению опытных профессионалов в сфере подбора, фотография нужна. Но к ней есть ряд требований: фото должно быть четким, вы должны предстать на нем в деловом стиле. Категорически не допускаются фото в купальниках, с животными, в фитнес-клубе и пр. Если вы – тотально незрячий соискатель, можно сфотографироваться в стильных темных очках. Если работодатель забракует ваше резюме из-за наличия данного аксессуара, это говорит, скорее, о неадекватности работодателя.

- Дата рождения (число, месяц, год).

- Контактная информация.
Здесь важно указать те контакты, по которым с вами связаться оперативнее и проще всего. Предположим, вы указываете номер телефона, скайп и E-mail, причем, быстрее всего отвечаете на телефонные звонки. После номера телефона напишите в скобках «Предпочитаемый способ связи». Важно, чтобы вид вашего адреса электронной почты выглядел официально. К примеру:
Olga.ivanova@gmail.com
Будет выглядеть несолидно, если сотрудник отдела персонала увидит, что ваш E-mail –
Belochka1992@mail.ru
Или
Chelovek-pauk2525@mail.ru
Опыт показывает, что в этом случае степень доверия работодателя к вам падает, и серьезность ваших намерений вызывает сомнения.
Если вы считаете, что ваши страницы в соцсетях показывают вас с хорошей стороны, они презентабельны, и вы быстро сможете ответить на сообщение работодателя, можете указать и их. Но здесь нужно быть осторожным и подумать, будет ли это плюсом для вас.

2. Цели профессионального развития

Следует четко сформулировать свою карьерную цель. Если вы откликаетесь на готовую вакансию, вписывайте именно ее так, как прописал работодатель. Если вы направляете свое резюме, что называется,  «на всякий случай», «на будущее», в компанию, ставьте четкую карьерную цель. Золотое правило: одна вакансия – одно резюме. Т.е., не ленитесь и делайте резюме под каждое направление. От карьерной цели зависит дальнейшее содержание

3. Образование

Все высшие и средние специальные учебные заведения, которые Вы закончили, с указанием даты поступления, даты окончания, факультета, полученных специальностей. Если вы обучаетесь в данный момент, вписываете дату поступления, а вместо даты окончания  указывайте: «по настоящее Время». Допускается либо классическая схема перечисления (в хронологическом порядке), либо современная схема перечисления (в обратном порядке).

Из опыта известно, что специалисты по персоналу коммерческих структур в большей степени предпочитают современную схему перечисления, а их коллеги в государственных структурах – классическую. Если современная схема может быстро показать текущее состояние образования и профессиональной деятельности соискателя, то классическая схема даёт рекрутеру более подробное понимание пути, пройденного кандидатом на трудоустройство.

Курсы повышения квалификации: здесь следует указать все курсы, тренинги и программы, которые вы прошли. Если по окончании курса вы получили какую-то квалификацию, обязательно отметьте это.

Здесь же нужно написать обо всех пройденных тестах. Однако необходимо отметить, что  целесообразно вписывать те курсы и тесты, которые помогли вам получить знания, связанные с вашей карьерной целью. Так, не нужно писать о курсах программирования, если вы претендуете на позицию переводчика.

4. Опыт работы

Информация указывается по следующей схеме:  для каждой записи приводится дата начала работы, дата окончания работы, название работодателя, Занимаемая должность, ключевые обязанности и достижения.  Трудовой путь также отражается в соответствии с классической или современной схемой перечисления. Если Вы продолжаете работать, то в соответствующей позиции укажите: «по настоящее время». Важно не перегружать список мест работы. Ряд специалистов советуют указывать последние 3 места работы. Но еще важнее обратить внимание на то, чтобы вы указали те места работы, которые максимально подходят к указанной вами карьерной цели.

Так, если вы подаете резюме на позицию переводчик, но работали не только переводчиком, но и администратором, в первую очередь указывайте те компании, в которых вы работали переводчиком. Если же вы хотите начать свое развитие в совершенно новой карьерной области, указывайте все свои места работы.

Если вы проходили оплачиваемые или неоплачиваемые стажировки и даже участвовали в проектах как волонтер, а иного опыта у вас пока нет, смело указывайте эти факты.

Не перечисляйте досконально всех своих обязанностей. Лучше сконцентрируйтесь на том, чего вы достигли за период работы в компании.

Например:

Апрель 2011-апрель 2014: Школа строительства сайтов «ArtSchool», преподаватель. Обучение студентов основам веб-дизайна. За период моей работы прошли курс 100 студентов.

Май 2014-июль 2016: компания IQWeb, веб-дизайнер. Сдано 20 сайтов «под ключ».

Если места работы менялись слишком часто (1-3 месяца), если вы много занимались фрилансом и работали в разных проектах, не стоит указывать каждый проект отдельно. Это покажет вас не с лучшей стороны. Целесообразнее объединить все проекты в один под названием «Фриланс» и прописать общие обязанности.

5. Рекомендации, награды и достижения

Ордена, медали, знаки отличия, грамоты, дипломы и благодарности, полученные Вами в процессе обучения и работы.

В резюме желательно сконцентрировать внимание на наградах и достижениях, которые имеют отношение к Вашей желаемой профессиональной деятельности. Например, если Вы претендуете на работу в качестве массажиста, следует в первую очередь отмечать Ваши достижения по работе в области медицинского массажа,

К резюме могут быть приложены рекомендательные письма от прежних работодателей либо от научных руководителей и администрации учебного заведения, которое Вы закончили (в случае, если Вы получили профессиональное образование сравнительно недавно), или представлена информация об этих документах.  В них также должны быть указаны основные достижения, полученные поощрения и награды, положительные личностные качества.  В случае представления краткой информации о рекомендациях, в тексте резюме Вы можете отметить, что они будут предоставлены по запросу работодателя.

Ни в коем случае не указывайте контактную информацию людей, готовых вас порекомендовать. Это может повлечь проблемы в связи с законом о персональных данных.

6. Основные знания и навыки

Впишите те свои знания и навыки, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей на вашем потенциальном месте работы. Самый простой способ – заглянуть в описание вакансии и переписать весь перечень оттуда. Так специалист службы персонала легко увидит ваше соответствие критериям. Не делайте длинный список. Перечисляйте только самое важное.

7. Личные качества и Дополнительная информация

Здесь вы указываете все, что хотите донести до работодателя при первом знакомстве. Не нужно слишком загружать информацией данный раздел. Так, никому не будет интересно, что вы играете на аккордеоне, если это не резюме на позицию аккомпаниатора. Напишите, какие ваши качества помогут вам эффективно трудиться и стать хорошим членом команды. В то же время не стоит бросаться штампами, вписывая стандартный набор качеств. Попробуйте проявить творчество, представляя себе, какие из ваших реальных качеств характера помогут вам произвести впечатление и органично вписаться в коллектив. В тему Ваших интересов и увлечений уместнее углубляться на собеседовании. Кстати, очень может быть, что среди интервьюеров найдется человек, разделяющий ваше хобби, и разговор войдет в более непринужденное русло.

Если вы уверены, что можете предоставить хорошую рекомендацию с одного из прошлых мест работы/учебы, в разделе “Дополнительная информация” вы можете написать такую фразу: “Рекомендации могут быть предоставлены по запросу”.

Если у вас есть портфолио, которое является хорошим дополнением к резюме, вы также можете разместить эту информацию.  Здесь можно поместить ссылки на ваши публикации в интернете, на веб-сайты в случае, если вы претендуете на позицию веб-разработчик и пр. Не перегружайте резюме материалами. Двух-трех ссылок будет достаточно.

Специалисты спорят о том, стоит ли указывать в резюме семейное положение/наличие детей. С одной стороны, указание того, что вы замужем/женаты, характеризует вас как серьезного человека, но с другой – от этого не зависит ваша профпригодность. Без этой информации работодатель вполне может обойтись.

Не существует  единого мнения и правил о том, стоит ли в резюме упоминать об инвалидности по зрению. Большинство работодателей открытого рынка труда опасается брать на работу слепых или слабовидящих людей. Такие работодатели не всегда станут рассматривать Ваши профессиональные умения и возможности, а Ваша кандидатура может быть сразу отклонена без объяснения причин или с указанием вымышленной причины. Поэтому если вы достаточно уверены в себе и готовы при личном общении разрушить стереотипы в отношении людей с инвалидностью по зрению, то, возможно, и не стоит указывать в резюме о своей инвалидности, это не является обязательным его условием.

Другие работодатели в первую очередь обращают внимание на профессиональные качества соискателя. Если такой работодатель будет знать о Вашей инвалидности заранее, до личной встречи, тогда можно будет во время собеседования более эффективно обсудить, какие специальные условия работы Вам нужны.

Иногда бывает полезно не просто отметить в резюме наличие инвалидности, а более подробно расписать, какие конкретно мероприятия требуются для оборудования рабочего места и создания специальных условий труда. В таком случае работодатель не будет домысливать Ваши возможности, а сможет заранее определить, сможет ли он обеспечить Вас всем, что нужно для эффективной работы.

В целом наличие или отсутствие информации о Вашей инвалидности зависит от области профессиональной деятельности, в которой Вы планируете получить работу, а также от оцениваемого Вами уровня представления работодателем проблем и специфики работы незрячего человека.

Информацию об инвалидности следует указать в последнем пункте Вашего резюме.

В Интернете существует огромное многообразие примеров качественно составленных резюме. Для ознакомления с ними достаточно ввести запрос «пример резюме» в любой поисковой системе.  Руководствуясь основными правилами написания резюме, приведёнными в данном параграфе и использую в качестве шаблона пример резюме из Интернета, наиболее подходящих к Вашей цели профессионального развития, Вы сможете составить достойное резюме для себя.