Back to top

Люди и судьбы. Савинов Виктор Никандрович - наш главный Гидравлик

В этот юбилейный год хочется вспомнить о человеке, который внес огромный вклад в развитие нашего учебного заведения. Это Савинов Виктор Никандрович - заслуженный учитель школы РФ.

Виктор Никандрович был квалифицированным специалистом в области гидравлических приборов и машин, педагогом-воспитателем по призванию, отличным руководителем и просто очень хорошим человеком. Он 20 лет был директором колледжа промышленной автоматики. Все, кто работал с Виктором Никандровичем, вспоминают о нем с теплотой и уважением.

Я познакомилась с ним в сентябре 1976 года в трудовом лагере в деревне Муслюмово Аргаяшского района, где студенты механического техникума работали на картофельных полях. Виктор Никандрович, как руководитель парторганизации техникума, был ответственным за организацию работ в поле, за выполнение плана уборочных работ, за дисциплину студентов и т.д. После ужина он с руководителями групп подводил итоги дня: сколько убрано гектаров, сколько вывезено картофеля, чья группа лучшая, кто отстает. Проблем было много, но Виктор Никандрович всегда был выдержанным в общении, решал вопросы четко и вел записи в своем дневнике. По возвращении в город проведя детальный анализ, он на собрании по итогам сельскохозяйственных работ отмечал лучшие группы. Его оценки всегда были объективны, а его дневник помогал восстановить точную картину работы студентов. И в последующие годы, когда мы ездили на сельскохозяйственные работы ежедневно из города, Виктор Никандрович всегда был в поле со студентами, его организаторские способности и любовь к детям были незаменимы в те непростые времена.

Так случилось, что все годы нашей совместной работы мы были соседями: кабинет гидравлики и кабинет экономики находятся в лабораторном корпусе колледжа. Кабинет гидравлики всегда отличался идеальным порядком, несмотря на то, что в группах, где работал Виктор Никандрович, были в основном мальчишки (специальность «Производство гидравлических приборов и средств автоматики»). На стенах кабинета рядом с макетами гидронасосов, приборов и схем уютно располагались репродукции картин Левитана и других русских художников. Виктор Никандрович говорил, что эстетическое воспитание должно быть и на занятиях по специальным дисциплинам, чтобы мальчишки приобщались к прекрасному.

Он увлеченно преподавал гидравлику, занимался с ребятами техническим творчеством, проводил классные часы, организовывал Недели специальности, вел большую методическую работу. Как член аттестационной комиссии колледжа, я всегда отмечала высокий уровень методического обеспечения специальности на которой преподавал. Наш колледж стал разработчиком образовательной программы по этой специальности, при этом автором большинства примерных программ по специальным дисциплинам был Савинов В.Н.

Наиболее ярко деловые способности и человеческие качества Виктора Никандровича проявились в начале 80-х, когда он стал директором механического техникума. Все свои силы и душу он отдавал родному учебному заведению. Это был его второй дом. Он первым приходил в техникум, предварительно проверив общежитие, и последним уходил. Много внимания уделял студентам, относился к ним по-отечески.

Отличительной чертой Савинова-директора была способность видеть перспективы развития техникума. Он всегда работал на опережение. Когда на предприятиях стала появляться новая техника с высоким уровнем автоматизации, он добился открытия двух новых специальностей: «Эксплуатация промышленных роботов» и «Эксплуатация и наладка станков с ЧПУ». В результате в 1985 году механический техникум был переименован в техникум промышленной автоматики, а в 1991 он стал колледжем промышленной автоматики.

Заботясь о повышении качества подготовки наших выпускников, Виктор Никандрович уделял большое внимание повышению квалификации преподавателей. Он регулярно направлял преподавателей на семинары в вузы страны.

В конце 80-х годов в системе СПО стало актуальным экономическое образование и воспитание. Как истинный новатор, Виктор Никандрович добился открытия в колледже специальностей экономического профиля с бюджетным финансированием. Сразу четыре молодых специалиста были приняты в колледж и привлечены к работе над освоением новых специальностей и дисциплин. Наша ПЦК «Экономика и менеджмент» с 1992 года стала ведущей выпускающей комиссией колледжа, а также самой многочисленной.

Колледж готовил экономистов, бухгалтеров, а с 2000 года - менеджеров на всех формах обучения. Помимо бюджетных групп, Виктор Никандрович добился разрешения набирать студентов для обучения с полным возмещением затрат. Эти «коммерческие группы» сыграли большую роль в тяжелые 90-е. Внебюджетное финансирование помогало колледжу развиваться. Для повышения конкурентоспособности выпускников-техников в колледже была организована специализация «Менеджер» для выпускников технических специальностей. В отдельные годы ПЦК «Экономика и менеджмент» выпускала до 160 выпускников по двум экономическим специальностям и свыше 50 техников с дополнительной квалификацией «Менеджер».

В эти годы Виктор Никандрович проявил себя как настоящий хозяйственник. Он считал каждую заработанную копейку и вел строгий учет внебюджетных поступлений в своей знаменитой коричневой тетрадке, не уступая в точности нашей бухгалтерии, так как этот источник позволял решать текущие хозяйственные вопросы, оказывать материальную помощь сотрудникам, проводить коллективные мероприятия. Он никогда не забывал о коллективе: мы чествовали наших ветеранов, отмечали праздники. И в радости, и в горе мы ощущали заботу и поддержку нашего директора.

Замечательное качество Савинова-директора – корректное отношение к преподавателям и сотрудникам: спокойный, доброжелательный, он никогда не повышал голос (даже когда был чем-то раздражен). Самое большее, что мог позволить себе, – покраснеть. И все знали, что это верх его недовольства.

Виктор Никандрович отличался величайшей работоспособностью: ни больничных, ни отгулов, всегда на своём рабочем месте. Исключением, пожалуй, были командировки, из которых он всегда привозил что-то новое: идеи, новые учебные планы, даже учебную литературу. Как никто другой понимал значимость труда преподавателя, поскольку сам был педагогом по призванию. Обладал прекрасными организаторскими способностями, умел ставить задачи перед коллективом и требовал их выполнения. Его энтузиазм, неподдельная преданность делу позволяли открывать новые перспективные специальности, устанавливать связи с производственными предприятиями, оснащать учебные аудитории и мастерские, разрабатывать современные методики преподавания.

Кондрюкова Людмила Алексеевна, Председатель ПЦК «Экономика и организация машиностроения»