Опубликовано
«Проектная деятельность как способ повышения уровня мотивации обучающихся к профессиональному самоопределению, личностному и профессиональному росту» - тема традиционного мероприятия по обмену педагогическим опытом и мастерством была сформулирована еще в начале учебного года. Ее актуальность определена целями и задачами системы СПО: выпустить специалиста, умеющего работать в команде, способного принимать эффективные решения в стандартных и нестандартных производственных ситуациях, знающего свой предмет труда, ответственного, внимательного, креативного, исполнительного, стрессоустойчивого… – перечень личностных качеств и профессиональных компетенций видоизменяется, но суть остается: в центре событий – человек, профессионал своего дела, всегда востребованный на рынке труда. Не секрет, что Выпускная квалификационная работа для студентов технического направления проходит так же в форме защиты проекта.
Проблема слабой мотивации будущих специалистов к интеллектуальному и общественно-полезному труду лишь усиливает необходимость искать пути для создания условий, в которых у обучающихся появится личная заинтересованность в приобретаемых знаниях.
Особая роль в связи с этим отдается методу проектов. Несмотря на то, что возник он в начале прошлого столетия в США как метод проблем, его основатели, Дж. Дьюи и его ученик В. Х. Килпатрик, предложили строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика.
В колледже накоплен богатый опыт внедрения в практику как технологии проекта в целом, так и использование ее элементов и значимым становится поиск в новой технологии средств мотивации.
Иными словами, Проектная деятельность как способ повышения уровня мотивации - требование времени.
Выступили на эту тему более 13-ти преподавателей. Порядок выступления участников Чтений определила особая логика: применения проектной деятельности с первого курса до выпускного, когда проект становится конечным показательным продуктом и решающим критерием в присвоении уровня квалификации молодым специалистам.
Все участники традиционного мероприятия поделились положительным опытом повышения мотивации обучающихся при организации учебной и внеучебной работы через проектную деятельность.
Манапова Ольга Николаевна, зам. директора по УМР, остановилась на содержательных моментах Положения о проектной деятельности обучающихся в государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении «Южно-Уральский государственный колледж».
Вопросы комплексной оценки эффективности проектов и способы формулирования интересной темы стали основными в выступлении преподавателя-методиста Барановой Натальи Александровны.
Экспериментальная педагогика всегда привлекает своими сочетаниями форм, средств и методов. Опытом использования межпредметных связей в проектной деятельности поделились Идрисова Елена Викторовна, преподаватель ПЦК ОГСЭ дисциплин и Санникова Елена Юрьевна, преподаватель ПЦК МиЕНД.
- работы продуктивно используют такую форму организации студентов в проектной деятельности как бинарный подход, когда мотивацией становится знание.
Подобная взаимообусловленность в процессе работы над проектом приводит к познавательному интересу.
Метод проектов в обучении иностранному языку студентов СПО представили в своем выступлении Липенкова Галина Васильевна и Осколкова Елена Викторовна. Они заметили, что «Применительно к уроку иностранного языка, проект - это специально организованный преподавателем и самостоятельно выполняемый студентами комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта, который может служить средством мотивационной наглядности.
Яркой, экспрессивной и своевременной стала презентация творческого проекта Сысоевой Ю. А., преподавателя ПЦК ОГСЭ дисциплин. Юлия Александровна предложила поискать способ повышения уровня мотивации обучающихся к личностному росту в условиях пандемии.
Золотой серединой мероприятия стала цифровизация. Судите сами, если тема выступления звучит так: «Формирование медийно-информационной грамотности обучающихся с фрагментом защиты проекта в рамках Регионального кейс-чемпионата по киберсоциализации», и представляют результаты своего виртуального, интеллектуального и творческого труда сборная преподавателей информатики и студенчества: Безродных Галина Анатольевна, Мальчер Анастасия Олеговна и команда студентов колледжа «МИГ».
Креативное настроение в практике проектной деятельности продолжилось опытом преподавателя ПЦК отделения «Дизайн Марченко Людмилы Владимировны.
Своим выступлением преподаватель смотивировал всех слушателей: когда на экране появились необычные слова ВХУТЕМАС и ВХУТЕИН – это побудило к познанию.
По мнению докладчика: «…деятельность и методический опыт данных советских школ дизайна необходима в создании оформительских проектов и основана на принципах слияния коллективного творческого, технологического процесса с включением ассоциативно образного моделирования в дизайнерском проекте «Театр».
Отделение «Туризм и гостиничный сервис» поддержало тему практико-ориентированных и творческих проектов в лице Давыдовой Анны Андреевны и Ковалевой Евгении Сергеевны.
Свой опыт работы над смешанными проектами представил начинающий преподаватель ПЦК Информационных технологий, Чераева О. А. Ольга Александровна заметила, что «на сегодняшний день участие в конкурсах профессионального мастерства являются значимым условием для формирования мотивации студентов, так как позволяют каждому показать свой профессионализм, проявить скрытые возможности и получить всеобщее признание».
Творчески к своей деятельности в свете реализации технологии проектной деятельности подходит и отдел практики. Галина Викторовна Демченко поделилась опытом разработки отчетов по производственной практике в форме презентаций. Видео-отчеты выпускников только поддержали главную цель Чтений- мотивация возможна, когда к деятельности подходишь разносторонне и профессионально.
Завершила традиционное мероприятие преподаватель и председатель ПЦК АТППиАСУ, Выбойщик Наталья Валерьевна.
Возвращаясь к началу педагогической мастерской, она актуализировала мысль о том, что «от выпускников колледжа сегодня требуются новое профессиональное мышление, высокая мобильность, компетентность, ориентация на созидательный и качественный труд. В этих условиях процесс дипломного проектирования является неотъемлемым, заключительным этапом всего периода их подготовки».
В результате изучения вопроса о роли проектной деятельности с целью мотивации обучающихся к профессиональному самоопределению, личностному и профессиональному росту в образовательном процессе, был получен ценный опыт. При всей значимости рассмотренных интерактивных методов, можно заметить, что обозначенные во ФГОС СПО общие и профессиональные компетенции могут выступать в роли мотивирующих средств больше всего тогда, когда мы погружаем обучающихся в проектную деятельность. Будущим специалистам интересно объединяться в команды по интересам, приобретая коммуникативный опыт через практико-ориентированную деятельность.
Совершенно очевидно, что в одном мероприятии невозможно целиком охватить всю историю, традиции и опыт. Методическое поле остается открытым для новых решений, которые диктуют новые стандарты, новые требования к специалистам, примером может служить внедрение в образовательный процесс Национальных проектов.
Спасибо всем докладчикам, участникам педагогических чтений за ваш научный и креативный, творческий и неравнодушный подход к интересному направлению педагогической деятельности!
Учебно-методический отдел