Back to top

Специальность 43.02.06 Сервис на транспорте (по видам транспорта)

Квалификация: специалист по сервису на транспорте

Поскольку в настоящее время весь мир охватывает сеть транспортной инфраструктуры, которая все больше развивается, востребованность специалистов в области сервиса на транспорте только возрастает.

На сегодняшний день специалистами по сервису на транспорте принято называть проводников, стюардесс и другой подобный персонал, а также тех, кто ими руководит и обеспечивает работу по обслуживанию пассажиров. Освоить профессию можно в среднем специальном учебном заведении. Важным направлением в области транспортного обслуживания является тесное сотрудничество различных транспортных систем. Это способствует созданию и усовершенствованию аэропортов и вокзалов, согласованию расписания, гармонизации транспортных услуг и их комплексному предоставлению пассажирам. У каждого вида транспорта есть свои преимущества, но все преследуют одну главную цель – наиболее полное удовлетворение потребностей клиентов при реализации услуг по перевозке.

В век высокой мобильности, развития техники, а вместе с ней и скорости перемещения, важным критерием становится безопасность. Люди готовы платить большие суммы за качественный сервис сферы транспорта, так как здоровье человека является главной ценностью. Специалист по сервису на транспорте – это должностное лицо, оказывающее ряд услуг пассажирам различных транспортных средств и выполняющее некоторые другие функции. Кроме того, так называют менеджера, который организует оказание таких услуг, контролирует и оптимизирует их.

К представителям профессии относят:

  • бортпроводника пассажирского самолета;
  • работников заведений общественного питания на транспорте;
  • обслуживающий персонал железнодорожных и автовокзалов, аэропортов.
  • проводника вагона пассажирского поезда;
  • стюарда на корабле.

Специалист по сервису на транспорте участвует в процессе организации перевозки пассажиров, грузов. Оформляет (переоформляет) билеты пассажирам в прямом и обратном направлениях, грузовую (почтовую) документацию. Осуществляет финансовые расчеты с пассажирами и грузоотправителями. Предоставляет пассажирам информационно-справочное обслуживание в пунктах отправления и прибытия транспорта. Выполняет мероприятия по обеспечению безопасности на транспорте. Данная специальность одна из самых востребованных на рынке труда.

Преимущества специальности:

− Востребованность на рынке труда.

− Высокий уровень заработной платы.

− Возможность карьерного роста.

− Престижность специальности.

− Реализация профессионального потенциала.

− Продолжение образования по специальности в вузах.

Область профессиональной деятельности: организация и управление процессами и службами сервиса на транспорте (по видам транспорта).

Объекты профессиональной деятельности:

− запросы пассажиров и грузоотправителей;

− процессы сервиса на транспорте, транспортные процессы;

− технологии обслуживания пассажиров, бронирования и продажи перевозок и услуг;

− офисная техника, технические средства связи; автоматизированные системы бронирования; кассовое оборудование, технические средства досмотра, системы видеонаблюдения; видеотерминальное оборудование, технические средства выявления диверсионно-террористических устройств;

− нормативно-правовая и отчетная документация; проездные и перевозочные документы;

− первичные трудовые коллективы.

Специалист по сервису на транспорте (базовой подготовки) готовится к следующим видам деятельности:

− Бронирование и продажа перевозок и услуг.

− Организация сервиса в пунктах отправления и прибытия транспорта.

− Организация и выполнение мероприятий по обеспечению безопасности на транспорте.

− Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (Бортпроводник)

Специалист по сервису на транспорте – это высококвалифицированный специалист, функцией которого является организация и оказание услуг пассажирам различных транспортных средств, а также обеспечение работы с клиентами в сфере грузовых перевозок.

Представители этой специальности трудятся:

- бортпроводниками на авиатранспорте,

- менеджерами по работе с пассажирами,

- консультантами в сервисных центрах крупнейших дилерских компаний по продажам автомобилей,

- агентами по сбыту транспортных услуг,

- кассирами и проводниками на автомобильном транспорте,

- диспетчерами, обслуживающими перевозки и сопутствующие услуги.

Представителям этой профессии подвластна работа с техническими средствами связи, автоматизированными системами бронирования, высокотехнологичными средствами досмотра и видеонаблюдения, современным видеотерминальным оборудованием, современными программно-аппаратными комплексами.

Рассмотрим более детально некоторые из видов профессии:

Кассир пригородных поездов – сотрудник, в компетенции которого входит оформление проездных документов на пригородные поезда, хранение документации и денежных средств. Кассир билетный оформляет и продает билеты, посадочные талоны, квитанции по оплате багажа и различных услуг, сборов пассажирам на железнодорожном, морском, речном, автомобильном и воздушном транспорте.

В обязанности кассира билетного также входит:

Проверка документов, удостоверяющих личность пассажира и дающих право на въезд. Сообщение пассажирам при продаже проездного документа: о дате и времени отправления, полета; номере поезда, рейса; станции, вокзале, аэропорте отправления и назначения. Приемка проездных документов от пассажиров в случаях их отказа от поездки, полета и возвращение в установленном порядке уплаченных ими денег.

Бортпроводник – член экипажа, ответственный за создание комфортных условий для пассажиров в авиатранспорте, а также осуществляет связь между экипажем и пассажирами. Задачей бортпроводника является обеспечение комфортного и безопасного времяпровождения пассажиров во время полёта. Ему необходимо знать правила авиаперевозки пассажиров, багажа и грузов, эксплуатации аварийно-спасательного и бортового оборудования.

В работу бортпроводника входит организация питания пассажиров, поэтому здесь необходимо знание сроков реализации продуктов, выдаваемых на борт.

Проводник – железнодорожный служащий, в соответствии с нормативными документами, предоставляет услуги сервиса в пути следования поезда, на станциях посадки и высадки, для создания комфортных условий пассажирам в период поездки.

Проводник багажного вагона – отвечает за сохранность принятого к перевозке багажа и грузобагажа, не допускает его повреждения.

Менеджер по работе с пассажирами – управляющее лицо, отвечающее за организацию работы сотрудников по оказанию услуг пассажирам.

Ревизор автотранспорта - Контролирует на автотранспортных предприятиях соблюдение графиков выпуска транспорта на линию; следит за правильностью тарифов, заполнения документов по учету работы транспорта; участвует в ревизиях производственной и хозяйственно-финансовой деятельности.

Автоменеджер – менеджер по продажам автомобилей и запчастей. Автоменеджеры работают в технических центрах и крупных автосалонах. В обязанности автоменеджера входит консультирование клиентов и организация процесса продажи автомобилей и запчастей. Специалист должен понять предпочтения клиента и его финансовые возможности, подобрать для клиента оптимальное решение по модели и финансовым инструментам приобретения автомобиля. Автоменеджер оформляет договор купли-продажи, контролирует и сопровождает весь процесс подготовки автомобиля к выдаче клиенту: тюнинг, предпродажная подготовка и т.п.

Функции специалиста по продажам автомобилей:

  • формирование клиентской базы;
  • осуществление продаж;
  • консультационно-информационное сопровождение клиента;
  • обеспечение выполнения плана продаж;
  • организация разработки мероприятий по формированию плана продаж;
  • разработка бюджета;
  • контроль соблюдения бизнес-процессов;
  • формирование стратегии развития продаж;
  • организация стратегического планирования объемов продаж.

Экспедитор - это специалист по перевозке грузов. Он сопровождает товар, отвечает за груз во время его транспортировки, следит за сохранностью. Внутренний экспедитор занимается развозкой товара клиентам. Его задача состоит в том, чтобы получить товар у кладовщика согласно документам и оперативно доставить его на торговые точки в пределах города или региона.

Задачи международного экспедитора значительно шире. Он должен смостоятельно:

  • выбрать способ транспортировки и разработать маршрут движения;
  • зафрахтовать транспортное средство (судно, самолет, железнодорожные вагоны, автомашину);
  • получить товар у грузоотправителя и пакет сопроводительных документов;
  • проконтролировать погрузку, пломбировку транспортного средства;
  • провести таможенное оформление, страхование груза;
  • сопроводить груз, контролируя условия транспортировки;
  • доставить и передать товар грузополучателю строго в оговоренные сроки;
  • обеспечить получение обеими сторонами правильно оформленных документов.

Инспектор по авиационной безопасности - Досмотр самолетов, пассажиров, грузов, обеспечение контрольно-пропускного режима аэропорта. Предполетный досмотр пассажиров и их ручной клади. Изъятие выявленных в ходе досмотра пассажиров и их ручной клади веществ, запрещенных к перевозке в воздушном судне. Документальное оформление факта обнаружения и изъятия у пассажира на временное хранение опасных предметов и веществ, запрещенных к перевозке на воздушном судне. Выявление, предупреждение, пресечение попыток проникновения на борт воздушных судов посторонних лиц, проноса и размещение на воздушных судах предметов и веществ, запрещенных к перевозке воздушным транспортом. Проведение работ по предотвращению закладки в самолет веществ или предметов опасных для жизни. Осуществление контроля за порядком пропуска людей и транспорта к воздушному судну, пресечение нахождения посторонних лиц и автотранспорта у воздушного судна. Предполетный досмотр багажа. Изъятие выявленных в ходе досмотра багажа предметов и веществ, запрещенных к перевозке в воздушном судне. Документальное оформление факта обнаружения и изъятия у пассажира на временное хранение опасных предметов и веществ, запрещенных к перевозке на воздушном судне.

Любому из представленных выше специалистов найти работу будет не сложно. Это связано с тем, что специалисты сервиса на транспорте являются востребованными как в крупных городах, так и в провинциальных. Процент трудоустройства таких выпускников составляет от 88%.

Срок обучения:

  • на базе среднего общего образования (11 классов) 1 год 10 месяцев
  • на базе основного общего образования (9 классов) 2 года 10 месяцев