Опубликовано
Квалификация: специалист по сервису на транспорте
Поскольку в настоящее время весь мир охватывает сеть транспортной инфраструктуры, которая все больше развивается, востребованность специалистов в области сервиса на транспорте только возрастает.
На сегодняшний день специалистами по сервису на транспорте принято называть проводников, стюардесс и другой подобный персонал, а также тех, кто ими руководит и обеспечивает работу по обслуживанию пассажиров. Освоить профессию можно в среднем специальном учебном заведении. Важным направлением в области транспортного обслуживания является тесное сотрудничество различных транспортных систем. Это способствует созданию и усовершенствованию аэропортов и вокзалов, согласованию расписания, гармонизации транспортных услуг и их комплексному предоставлению пассажирам. У каждого вида транспорта есть свои преимущества, но все преследуют одну главную цель – наиболее полное удовлетворение потребностей клиентов при реализации услуг по перевозке.
В век высокой мобильности, развития техники, а вместе с ней и скорости перемещения, важным критерием становится безопасность. Люди готовы платить большие суммы за качественный сервис сферы транспорта, так как здоровье человека является главной ценностью. Специалист по сервису на транспорте – это должностное лицо, оказывающее ряд услуг пассажирам различных транспортных средств и выполняющее некоторые другие функции. Кроме того, так называют менеджера, который организует оказание таких услуг, контролирует и оптимизирует их.
К представителям профессии относят:
- бортпроводника пассажирского самолета;
- работников заведений общественного питания на транспорте;
- обслуживающий персонал железнодорожных и автовокзалов, аэропортов.
- проводника вагона пассажирского поезда;
- стюарда на корабле.
Специалист по сервису на транспорте участвует в процессе организации перевозки пассажиров, грузов. Оформляет (переоформляет) билеты пассажирам в прямом и обратном направлениях, грузовую (почтовую) документацию. Осуществляет финансовые расчеты с пассажирами и грузоотправителями. Предоставляет пассажирам информационно-справочное обслуживание в пунктах отправления и прибытия транспорта. Выполняет мероприятия по обеспечению безопасности на транспорте. Данная специальность одна из самых востребованных на рынке труда.
Преимущества специальности:
− Востребованность на рынке труда.
− Высокий уровень заработной платы.
− Возможность карьерного роста.
− Престижность специальности.
− Реализация профессионального потенциала.
− Продолжение образования по специальности в вузах.
Область профессиональной деятельности: организация и управление процессами и службами сервиса на транспорте (по видам транспорта).
Объекты профессиональной деятельности:
− запросы пассажиров и грузоотправителей;
− процессы сервиса на транспорте, транспортные процессы;
− технологии обслуживания пассажиров, бронирования и продажи перевозок и услуг;
− офисная техника, технические средства связи; автоматизированные системы бронирования; кассовое оборудование, технические средства досмотра, системы видеонаблюдения; видеотерминальное оборудование, технические средства выявления диверсионно-террористических устройств;
− нормативно-правовая и отчетная документация; проездные и перевозочные документы;
− первичные трудовые коллективы.
Специалист по сервису на транспорте (базовой подготовки) готовится к следующим видам деятельности:
− Бронирование и продажа перевозок и услуг.
− Организация сервиса в пунктах отправления и прибытия транспорта.
− Организация и выполнение мероприятий по обеспечению безопасности на транспорте.
− Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (Бортпроводник)
Специалист по сервису на транспорте – это высококвалифицированный специалист, функцией которого является организация и оказание услуг пассажирам различных транспортных средств, а также обеспечение работы с клиентами в сфере грузовых перевозок.
Представители этой специальности трудятся:
- бортпроводниками на авиатранспорте,
- менеджерами по работе с пассажирами,
- консультантами в сервисных центрах крупнейших дилерских компаний по продажам автомобилей,
- агентами по сбыту транспортных услуг,
- кассирами и проводниками на автомобильном транспорте,
- диспетчерами, обслуживающими перевозки и сопутствующие услуги.
Представителям этой профессии подвластна работа с техническими средствами связи, автоматизированными системами бронирования, высокотехнологичными средствами досмотра и видеонаблюдения, современным видеотерминальным оборудованием, современными программно-аппаратными комплексами.
Рассмотрим более детально некоторые из видов профессии:
Кассир пригородных поездов – сотрудник, в компетенции которого входит оформление проездных документов на пригородные поезда, хранение документации и денежных средств. Кассир билетный оформляет и продает билеты, посадочные талоны, квитанции по оплате багажа и различных услуг, сборов пассажирам на железнодорожном, морском, речном, автомобильном и воздушном транспорте.
В обязанности кассира билетного также входит:
Проверка документов, удостоверяющих личность пассажира и дающих право на въезд. Сообщение пассажирам при продаже проездного документа: о дате и времени отправления, полета; номере поезда, рейса; станции, вокзале, аэропорте отправления и назначения. Приемка проездных документов от пассажиров в случаях их отказа от поездки, полета и возвращение в установленном порядке уплаченных ими денег.
Бортпроводник – член экипажа, ответственный за создание комфортных условий для пассажиров в авиатранспорте, а также осуществляет связь между экипажем и пассажирами. Задачей бортпроводника является обеспечение комфортного и безопасного времяпровождения пассажиров во время полёта. Ему необходимо знать правила авиаперевозки пассажиров, багажа и грузов, эксплуатации аварийно-спасательного и бортового оборудования.
В работу бортпроводника входит организация питания пассажиров, поэтому здесь необходимо знание сроков реализации продуктов, выдаваемых на борт.
Проводник – железнодорожный служащий, в соответствии с нормативными документами, предоставляет услуги сервиса в пути следования поезда, на станциях посадки и высадки, для создания комфортных условий пассажирам в период поездки.
Проводник багажного вагона – отвечает за сохранность принятого к перевозке багажа и грузобагажа, не допускает его повреждения.
Менеджер по работе с пассажирами – управляющее лицо, отвечающее за организацию работы сотрудников по оказанию услуг пассажирам.
Ревизор автотранспорта - Контролирует на автотранспортных предприятиях соблюдение графиков выпуска транспорта на линию; следит за правильностью тарифов, заполнения документов по учету работы транспорта; участвует в ревизиях производственной и хозяйственно-финансовой деятельности.
Автоменеджер – менеджер по продажам автомобилей и запчастей. Автоменеджеры работают в технических центрах и крупных автосалонах. В обязанности автоменеджера входит консультирование клиентов и организация процесса продажи автомобилей и запчастей. Специалист должен понять предпочтения клиента и его финансовые возможности, подобрать для клиента оптимальное решение по модели и финансовым инструментам приобретения автомобиля. Автоменеджер оформляет договор купли-продажи, контролирует и сопровождает весь процесс подготовки автомобиля к выдаче клиенту: тюнинг, предпродажная подготовка и т.п.
Функции специалиста по продажам автомобилей:
- формирование клиентской базы;
- осуществление продаж;
- консультационно-информационное сопровождение клиента;
- обеспечение выполнения плана продаж;
- организация разработки мероприятий по формированию плана продаж;
- разработка бюджета;
- контроль соблюдения бизнес-процессов;
- формирование стратегии развития продаж;
- организация стратегического планирования объемов продаж.
Экспедитор - это специалист по перевозке грузов. Он сопровождает товар, отвечает за груз во время его транспортировки, следит за сохранностью. Внутренний экспедитор занимается развозкой товара клиентам. Его задача состоит в том, чтобы получить товар у кладовщика согласно документам и оперативно доставить его на торговые точки в пределах города или региона.
Задачи международного экспедитора значительно шире. Он должен смостоятельно:
- выбрать способ транспортировки и разработать маршрут движения;
- зафрахтовать транспортное средство (судно, самолет, железнодорожные вагоны, автомашину);
- получить товар у грузоотправителя и пакет сопроводительных документов;
- проконтролировать погрузку, пломбировку транспортного средства;
- провести таможенное оформление, страхование груза;
- сопроводить груз, контролируя условия транспортировки;
- доставить и передать товар грузополучателю строго в оговоренные сроки;
- обеспечить получение обеими сторонами правильно оформленных документов.
Инспектор по авиационной безопасности - Досмотр самолетов, пассажиров, грузов, обеспечение контрольно-пропускного режима аэропорта. Предполетный досмотр пассажиров и их ручной клади. Изъятие выявленных в ходе досмотра пассажиров и их ручной клади веществ, запрещенных к перевозке в воздушном судне. Документальное оформление факта обнаружения и изъятия у пассажира на временное хранение опасных предметов и веществ, запрещенных к перевозке на воздушном судне. Выявление, предупреждение, пресечение попыток проникновения на борт воздушных судов посторонних лиц, проноса и размещение на воздушных судах предметов и веществ, запрещенных к перевозке воздушным транспортом. Проведение работ по предотвращению закладки в самолет веществ или предметов опасных для жизни. Осуществление контроля за порядком пропуска людей и транспорта к воздушному судну, пресечение нахождения посторонних лиц и автотранспорта у воздушного судна. Предполетный досмотр багажа. Изъятие выявленных в ходе досмотра багажа предметов и веществ, запрещенных к перевозке в воздушном судне. Документальное оформление факта обнаружения и изъятия у пассажира на временное хранение опасных предметов и веществ, запрещенных к перевозке на воздушном судне.
Любому из представленных выше специалистов найти работу будет не сложно. Это связано с тем, что специалисты сервиса на транспорте являются востребованными как в крупных городах, так и в провинциальных. Процент трудоустройства таких выпускников составляет от 88%.
Срок обучения:
- на базе среднего общего образования (11 классов) 1 год 10 месяцев
- на базе основного общего образования (9 классов) 2 года 10 месяцев